Предпринимателю

Прямая линия инвестора

+ 7 86153 4 31 48 staromadm@yandex.ru

Максим Решетников: экономический рост зависит от эффективных инвестиций

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников в четверг, 3 июня, принял участие в панельной дискуссии "Российская экономика: от антикризисной повестки к устойчивому развитию" в рамках ПМЭФ.  

Регионы должны использовать новые возможности для запуска инвестиционных проектов

"После слов о нормализации денежно-кредитной и бюджетной политики остаются вопросы о том, есть ли место экономическому росту в этих условиях. С нашей точки зрения, это место точно есть. Мы в наших дискуссиях должны держать в фокусе тот уровень экономического роста, на который мы должны выйти после этой нормализации. На сегодняшний момент это в первую очередь вопрос инвестиций. Поэтому Правительство весь прошлый год запускало новые и совершенствовало действующие инструменты, связанные именно с поддержкой инвестиций. Запущен новый инструмент – СЗПК, развивался новый механизм промышленной политики – СПИК, совершенствовали существующие и создавали новые экономические зоны. Действовали по широкому спектру инструментов. "

Сейчас у нас стоят новые задачи в этой сфере. Правительство подготовило предложения по инвестированию средств Фонда национального благосостояния. Здесь проводили большую работу в последние месяцы вместе с [Министром финансов] Антоном Германовичем Силуановым, неоднократно обсуждали эти вопросы в Правительстве. После Послания Президента у нас появились новые возможности, связанные с бюджетными и инфраструктурными кредитами, которые пойдут в регионы, и регионы должны в достаточно сжатые сроки запустить инвестиционные проекты. Более того, у регионов, благодаря решениям прошлого года и позапрошлого года, появился достаточно большой объем средств в результате реструктуризации бюджетных кредитов. Мы сейчас видим, что из [предусмотренных] 420 млрд рублей на сегодняшний момент регионы подали заявки на поддержку инвестиционных проектов только на 90 млрд рублей, Правительство их поддержало. Мы понимаем, что сейчас в условиях, когда появились возможности, столкнемся с дефицитом качественных инвестиционных проектов".

Задача обновленных институтов развития – преодолеть недостаток капитала в экономике

"Очень важный момент – перезагрузка институтов развития. Здесь в первую очередь обновленный Внешэкономбанк и все корпорации, которые включены в его периметр, должны сделать очень сложную работу по преодолению недостатка капитала в экономике. Видим, что при реализации крупнейших проектов для некоторых из них наша финансовая система и капиталы слишком малы. И мы должны через государственные гарантии, механизмы поддержки со стороны государства, через Фабрику проектного финансирования это преодолеть и запустить крупные инвестиционные проекты. Здесь очень важен тот опыт, который мы накопили в рамках антикризисных мер. Поскольку мы говорим о крупных программах субсидирования процентных ставок или кредитов со списанием, давайте не забывать о том, что все эти программы были поддержаны, по сути, государственными гарантиями – гарантиями ВЭБ. Во многом благодаря этому и получилось такое проникновение мер поддержки и такое мощное экономическое восстановление.

Поэтому мы должны сосредоточиться на этих инвестициях. При том что в инвестиционном плане мы существенно расширили возможности, очень важно, чтобы это были качественные проекты, чтобы наш экономический рост был вызван не тем, что мы заняли и профинансировали просто стройку. Важно, чтобы потом проекты, которые мы сделаем, несли добавленную стоимость. Причем мы не требуем, чтобы экономика именно конкретного проекта была обязательно положительной, но мы будем требовать, чтобы возникающие вокруг его инфраструктуры проекты в совокупности обеспечивали общую экономическую эффективность – в виде налогов в федеральный и региональный бюджеты, увеличения социальных взносов и так далее. Чтобы не получилось так, что мы вложились в проекты, а они будут убыточными".

Новая система управления госпрограммами ускорит оборот инвестиций, что даст прирост к ВВП

"Действительно, мы возвращаемся к бюджетному правилу, но очень важно качество бюджетных расходов и управление ими. Не секрет, что у нас ежегодно остается более 1 трлн рублей остатков. Это значит, что средства аллоцированы, но не востребованы. Поэтому тот абсолютно позитивный опыт управления 2020 года и те полномочия, которые были предоставлены Правительству, мы сейчас имплементировали в новый порядок управления целевыми государственными программами. Рассчитываем, что за счет увеличения гибкости управления мы сможем в перспективе снизить эти невостребованные средства, в результате более эффективно и быстро будут оборачиваться все наши инвестиции. За счет этого мы получим дополнительные десятые процентного пункта роста, которые нам необходимы".

Сосредоточиться на структурных моментах, а не на конъюнктуре

"Тот путь, который, как мы думали, мы пройдем за 5–10 лет, мы пробежали по большому счету за месяцы. Он касается и цифровизации в целом, и повестки низкоуглеродного развития и тех новых возможностей, которые оно создает. С одной стороны, это угрозы для нашего экспорта, которые заставляют модернизироваться нашу промышленность, но с другой – создаются новые возможности для развития водородного и электротранспорта. Мы эти возможности видим, и Правительство работает над соответствующими инициативами – даже если посмотреть за этот год, какой объем законодательства находится либо в стадии принятия, либо уже принят.

"В конечном итоге надо сосредоточиться именно на структурных моментах, на том потенциальном экономическом росте, который заложен в моделях ЦБ и как раз по отношению к которому Банк России измеряет степень жесткости или мягкости нашей политики. Все свои решения мы должны подчинять сейчас именно этому – чтобы в разговорах о конъюнктуре не ушли долгосрочные перспективы".

Источник: economy.gov.ru